Храм в честь Архангела Михаила села Мордовский Канадей - О тех, кто лишается церковного погребения
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Барышская епархия Симбирской митрополии
Сайт создан по благословению Преосвященнейшего Филарета, епископа Барышского и Инзенского

О тех, кто лишается церковного погребения

 

О тех, кто лишается церковного погребения

Церковное погребение и поминовение совершается только по умершим в вере в Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и в Его воскресение, которое есть начало нашего воскресения (1 Кор. 15). Св. Иоанн Златоуст в «Слове о терпении, благохвалении и о еже не плакати об умерших» говорит, что «праведно умерших провожаем пением духовным и песнями церковными, с ладаном и со свещами за ними идя, в знак того, что они, окончив подвиг земного жития, отходят к Свету истинному и вечной жизни». Праведными же называются те, которые хранили веру Христову не поврежденной ересями и различными человеческими заблуждениями, но веровали так, как научили нас свв. апостолы по заповедям Священного Писания и Церковного Предания. А если и согрешали в чем, то исправляли себя покаянием пред своими духовными отцами и достойно причащались Тела и Крови Христовых. Лишь по таковым следует служить церковное погребение, совершаемое, по возможности, духовным отцом умершего, и лишь таковые достойны поминовения за Литургией и за всяким богослужением.

Это многократно подчеркивает и св. Дионисий Ареопагит, указывая, что все песнопения и священнодействия над усопшим являют его богоугодность и непорочность и предзнаменуют ожидающую его награду. Поэтому недостойно совершать их над людьми вовсе не радевшими о своем спасении.

Кто же считается недостойным церковного погребения?

1. Неверующие в Единого Бога, в Воскресение Христово и во всеобщее воскресение мертвых и сознательно содержащие какие-либо губительные ереси.

2. Лишаются церковного погребения и всякого поминовения самоубийцы. Самоубийцы - это те, кто отверг над собою власть Божию, отказался от дарованной Богом жизни и от исполнения обязанностей по отношению к душе своей; таковые совершенно лишаются христианскаго погребения и всякого поминовения (14-е прав. Тимофея Александрийскаго).

3. К самоубийцам причисляются и те, кто, видя явную опасность для своей жизни, например, большие волны на реке, бушующий пламень, лютый мороз и т.п., и пренебрегая этой опасностью, без всякой разумной причины (т.е., например, не ради спасения погибающих, но чтобы прославиться смелостью, удалью или победить в споре, или в пьяном виде) бросаются в волны, или в глубину, или в пламень или выходят из дома в легкой одежде в лютый мороз и вследствие этого погибают. Таковые также лишаются церковного погребения и поминовения.

4. Умершие от вина, наркотиков, смертельного удара в драке, в которую повлекли ярость, мщение или удаль, от подавления пищей, питием или костью, когда с жадностью набрасывались на еду или глумились (вели разговоры со смехом) во время еды и пития, также причисляются к самоубийцам и лишаются церковного погребения и поминовения.

5. Считаются самоубийцами и те, кто сознательно нанес себе увечье, если их действия имели смертельный исход. Наложивший на себя руки человек может сподобиться молитв святой Церкви только в том случае, если покается в содеянном хотя бы на смертном одре.

Самоубийцей не считается тот, кто совершил самоубийство, будучи помешан умом или одержим бесом, а также подневольный человек, доведенный до этого постоянными лишениями и истязаниями (Ответы Иоанна, патриарха Константинопольского, на вопросы Феодора, еп. Саранского.). По таким людям церковное погребение совершается.

6. Лишаются церковного погребения и поминовения умершие без покаяния. К таковым относятся и те, кто хотя и не были преданы порокам и жили воздержанно, но отрицали спасительную благодать Божию в Св. Таинствах и поэтому не ходили в храм на молитву и дома не молились, жили в незаконных, не освященных Церковью браках, не имели духовного отца, не исповедовались в своих грехах и не причащались Тела и Крови Христовых. Такой христианин поистине называется отступником от Церкви Христовой. По 45-му правилу Василия Великого, «тот, кто, будучи христианином, ругается Христу, не получит пользы от (христианского) имени».

7. К умершим без покаяния причисляются и те, кто хотя бы и не отделился от Церкви Христовой, хотя бы и посещал св. храм и принимал св. Таинства Покаяния и Причащения, но не сохранил данного на исповеди обещания не грешить и опять впал в смертные грехи и до самой кончины не покаялся в них. О таковых сказано: «И если кто у нас без покаяния умрет, то лучше бы таковому и не родитися. Ни приноса за них в церковь Богу несть достойно приносити» (Книга Златоуст).

8. Лишаются церковного погребения и поминовения экстрасенсы, знахари, колдуны, чародеи, гадатели, хироманты и астрологи, занимающиеся спиритизмом и т.п., если не раскаются и не оплачут свои грехи.

И молитва за таковых может оказаться напрасной - она даже оскорбила бы Бога. К ним можно отнести слова, сказанные Богом пророку Иеремии об израильтянах: Не молися о людех сих и не проси, еже помилованным быти им (Иер. 7, 16). Согласно этому учат и свв. отцы, и учители Церкви. «Для отшедших без веры (живой, деятельной), споспешествуемой любовью, и без общения в Таинствах (Крещения, Покаяния и Причащения), напрасно совершаются ближними дела того благочестия, коего залога они не имели в себе, когда находились здесь (в земной жизни), не приемля благодать Божию и сокровиществуя (т.е. собирая) себе не милосердие, а гнев» (Блаж. Августин). Также и св. Иоанн Дамаскин учит: «Тот, кто вел жизнь порочную, которая вся была усеяна тернием и исполнена скверн и нечистот, который никогда не внимал совести, но своею беспечностью и ослеплением погружался в мерзость похотей, удовлетворяя всем пожеланиям плоти и нимало не заботясь о душе, - которого мысли заняты были плотоугодием, и в таком состоянии постигнут кончиною (т.е. умер), сему никто не прострет руки, но так будет с ним поступлено, что ему не подадут помощи ни супруги, ни дети, ни братия, ни родственники, ни друзья: поелику Бог не призрит на него». (Слово об усопших в вере. Хр. чтение, 1827 год. XXVI. 328).

Смерть при несчастных случаях, а также от разрыва сердца, от кровоизлияния в мозг и т.п. не препятствует совершать церковное погребение и поминовение, если жизнь умершего без покаяния по вышеизложенным причинам была христианской и не отягощенной тяжкими грехами и если умерший не способствовал, хотя и невольно, своей смерти (например, знал, что по болезни ему нельзя пить вино, однако пренебрегал этим). При сомнении, можно ли совершать по умершему церковное погребе­ние и поминовение, этот вопрос в каждом отдельном случае подлежит рассмотрению епископа.

В наше время, когда семейное религиозное воспитание затруднено и чаще всего недостаточно, а окружение ему сильно противодействует, почти в каждой христианской семье имеются живущие и умирающие без покаяния и молитвы, в чуждых вере нравах и поступках. К этому прибавляются такие печальные обстоятельства, как вынужденное отсутствие священства и удаленность храмов. Однако жизнь без покаяния не может быть оправдана отсутствием священника, ибо мы имеем прямое указание Апостола: Исповедуйте друг другу согрешения ваша (Иак. 5, 6).

Часто на вопрос, каялся ли умерший во грехах, родные отвечают: «Может, он каялся, да только одному Богу». Предания святых книг действительно содержат примеры того, что многие тяжкие грешники, покаявшиеся в слезах на смертном ложе, когда никто их не видел, были прощены и приняты милосердным Богом.

Св. Афанасию Великому задавали такой вопрос: «Если кто-нибудь, учинив великий грех, осудит себя и начнет каяться, а потом через три дня умрет, что должно думать о нем?» Святитель ответил на это следующим рассуждением: «Если он, начавши покаяние, удержал душу свою от злых желаний, и дал обет Богу, что не будет уже повторять содеянных им грехов, и в таком расположении назавтра умрет: то Бог принял его покаяние, как и разбойника (Лк. 23, 40-43). Ибо начинать покаяние - в воле человека, а жить или умереть зависит от Бога. Бог, по благости Своей, многих начинавших покаяние восторгает от земли для их пользы, предвидя, что они опять пали бы и погибли, если бы долее жили».

Но никто не должен откладывать покаяние на смертный час, ибо он может настигнуть неожиданно. Именно так, неожиданно, умирают многие из тех, кто не имеет духовного отца и не приносит покаяния во грехах своих, имея всегда эту возможность; за это они и наказываются внезапной смертью, ибо злоупотребляли долготерпением и милосердием Божиим. Если совесть отягощена злыми делами, но при этом сохранила начаток добра, она всегда ищет возможность очиститься. И споручником, свидетелем нашего покаяния может стать достойный доверия собрат-христианин, если нет рядом с нами духовного отца - священника. Но тогда на этом человеке лежит обязанность при первой возможности передать содержание такой исповеди священнику. Покаяние «из уст в уста» может быть более искренним, но оно возлагает большую ответственность на споручника кающегося. Он должен строго хранить тайну исповеди и совершенно точно передать ее содержание духовному отцу. В наше время, однако, чаще приходится прибегать к другому средству. Доверенное лицо со слов кающегося (или он сам, если имеет силы) записывает содержание исповеди на бумагу и посылает ее священнику в запечатанном конверте.

На каком бы краю света ни жили мы - главное, в мыслях и верованиях не отторгать себя от единства церковного, жить достойно звания христианского, стремиться к братскому общению с еди­номысленными христианами - отцами и братиями во Христе, - и тогда ходатайства и молитвы святой Церкви не оставят нас никогда: ни в жизни сей, ни в жизни будущей.

Однако вопрос об умерших без покаяния ничуть не менее остро стоит и там, где имеются духовные пастыри. Обычно в старообрядческой Церкви он решается строго, на основании указаний в нашем Церковном Предании. Общим руководством служит содержащееся в чине исповеди утверждение: «Аще убо христианин без покаяния умрет, то не достоит над ним иерею пети, ни приношения зань при­нести, яко не исполнил есть закона Божия и веры христианския» (Бол. Требник, л. 170). Можно привести еще некоторые сходные свидетельства, идущие из древности. Например, в древней русской Кормчей, которая несколько шире по составу, чем современная нам печатная Кормчая, под именем св. Иоанна Златоустого приводится следующая заповедь: «Аще ли (кто) будет здрав и не пришед в церковь, то первое покажи (т.е. вразуми) его, яко отец чадо, а во второе, аще тя не послушает, паки покажи его словом Божиим пред треми человеки. И потом, аще не слушает, то не приемли его просфиры, ни кутию и отрини (т.е. отлучи) его от Церкви, и оброк родителям его не благослови, и паче посрами его пред многами, еда како помянется (т.е. одумается)». Но только если все эти меры окажутся тщетными, учит Кормчая: «И аще умрет, не погреби его. И потом да весте, яко мнози помянутся».

К сожалению, в наше время чаще всего исполняется только последнее. Всех тех обличений и на­ставлений, которых требует от священника указанное правило, чаще всего не бывает. И это притом, что в те давние времена обличать нечестивца могли родные и соседи, против него было все обществен­ное мнение. Сейчас, напротив, весь мир ополчается на христианскую душу, а проповедь веры или вовсе не слышна, или явно недостаточна. Если в тяготах современного состояния Церкви священник вольно или невольно оставляет важнейшую свою обязанность - проповедь, - сохранит ли паства сама, несмотря ни на что, непорочной веру и нравственность? Односторонняя строгость, не подкрепленная постоянной заботой о сохранении и приумножении духовного стада, сама по себе не умножит и не сохранит его.

Даже справедливо отказывая в церковном погребении умершим без покаяния, священник может молиться сам за этих несчастных потерянных овец, которых он не мог обратить к Богу в их жизни. Ибо для пастыря доброго, душу полагающего за овец своих, должно быть естественно желание спасти каждую из них, милосердие, которым святые и уподобляются Богу. Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть (Лк. 6, 36). Святый Иоанн Златоуст поучает, что молящийся об умерших во грехах «не осужден будет, но и приятен паче, и похвале достоин» (Толковый Апостол, л. 881).

Приведем и другие его замечательные слова: «Оплакивай... имевших власть омыть свои грехи и не восхотевших: их да оплакиваем все - наедине и вместе... Будем же плакать о них, поможем им по силе, умыслим некую помощь, хоть и малую, однако способную помочь. Как и каковым образом? - Молясь сами и других прося молитвы творить, нищим за них давая часто... Не зря законоположено от апостолов, чтобы при страшных Таинствах бывало поминовение отшедших, ибо известно, что великая помощь им от сего бывает, великая польза. Ибо когда стоят все люди, воздевая руки, все собрание священства, и предлежит страшная Жертва, как мы не умолим Бога, прося о них!» (Беседы апостольские).

Однако приведенные выше выписки из творений вселенского учителя о молении об умерших во грехах следует понимать в свете общецерковного Предания, как это понимал и сам св. Иоанн Златоуст; ибо грех греху рознь, как об этом учит ап. Иоанн Богослов (1 Ин. 5, 16-17) и о чем конкретнее выше было указано.

 


Назад к списку

Конструктор сайтов православных приходов Каталог православных сайтов Православная библиотека Каталог православных сайтов Барышская епархия Древний глас - Традиции Православия - Ноты, звукозаписи, статьи, иконы, фото Древний глас - Традиции Православия - Ноты, звукозаписи, статьи, иконы, фото Древний глас - Традиции Православия - Ноты, звукозаписи, статьи, иконы, фото