Храм в честь Архангела Михаила села Мордовский Канадей - О несении гроба к могиле
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Барышская епархия Симбирской митрополии
Сайт создан по благословению Преосвященнейшего Филарета, епископа Барышского и Инзенского

О несении гроба к могиле

 

О несении гроба к могиле

  В Требнике указывается выносить гроб сразу после окончания целования. Известен и другой обычай - выносить при пении тропарей Со духи праведных… или после них. Или же отпуст и исходные поклоны сотворяют в церкви и провожают гроб к месту погребения с пением одной лишь молитвы Святый Боже. По возможности нужно стремиться к исполнению чина во всем согласно Потребнику, так как он сложился в течение веков и сопровождает молитвой всякое погребальное действие, глубоко поучительное и трогательное не только для молящихся в церкви, но и для очевидцев.

Впереди гроба принято нести Св. Крест или икону. Как выясняется, в разных местах по-разному принято носить крышку гроба - или впереди гроба, непосредственно за иконой, или, наоборот, сзади всего погребального шествия. Конечно, в древности, когда крышка и гроб делались из растесанной пополам колоды и никак не украшались, носить ее впереди не имело смысла. Но теперь, когда на крышке гроба нашивают Св. Крест, вполне понятным представляется обычай носить ее впереди гроба. Хотя во избежание соблазна предпочтение должно быть отдано обычаю, утвердившемуся в местности. По давней традиции, на пути делается три остановки: во дворе храма, на середине пути и на самом кладбище. При этом гроб ставят на приготовленные табуреты; икону, которую несут во главе шествия, разворачивают лицом к провожающим. Священник с кадилом возглашает сугубую ектению, еще раз призывая помолиться о покое и оставлении грехов умершего. После его возгласа Яко ты еси воскресение... поют Аминь, гроб поднимают и несут дальше с пением Трисвятого.

На могиле священник возливает на усопшего елей и после того, когда гроб уже закрыт крышкой, произнеся отпуст, читает разрешительную молитву. Затем закрытый гроб опускают в могилу, и священник, взяв лопату, крестообразно посыпает его землею со словами: Господня земля и исполнение ея вселенная  и вси живущии на ней.

Известен неписаный местный обычай - петь над гробом умершего литию перед преданием его земле или же после этого. Вероятно, в этом обычае отразилось совмещение похорон с поминовением третьего дня. Так что совершение литии при окончании погребения в третий день (третины) представляется не лишним, но даже похвальным.

Во всяком случае, после предания земле провожающие читают тропарь Покой, Господи, душу усопшаго раба Своего... с 15 поклонами. Затем, совершив исходные поклоны (семь поклонов), люди еще раз прощаются с умершим и расходятся.

В старину и возвращение погребального шествия было чинным и душеполезным, утешительным обрядом. Люди шли по-прежнему вместе, преднеся икону, с протяжным пением догматиков, как например: Подаждь утешение Своим рабом, Всенепорочная, утоляющи лютая на ны обстояния. Тя бо едину твердо и известно основание имамы, и Твое заступление стяжахом, да не постыдимся, Владычице, Тебе призывающе, потщися на молитву Тебе вопиющих: радуйся, Владычице, всем помощнице, радосте и покрове душам нашим (глас 4-и).

 


Назад к списку

Конструктор сайтов православных приходов Каталог православных сайтов Православная библиотека Каталог православных сайтов Барышская епархия Древний глас - Традиции Православия - Ноты, звукозаписи, статьи, иконы, фото Древний глас - Традиции Православия - Ноты, звукозаписи, статьи, иконы, фото Древний глас - Традиции Православия - Ноты, звукозаписи, статьи, иконы, фото