Храм в честь Архангела Михаила села Мордовский Канадей - О видах предсмертного напутствия ввиду отсутствия священника
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Барышская епархия Симбирской митрополии
Сайт создан по благословению Преосвященнейшего Филарета, епископа Барышского и Инзенского

О видах предсмертного напутствия ввиду отсутствия священника

 

О видах предсмертного напутствия ввиду отсутствия священника

Иногда священники благословляют духовным чадам, живущим на большом расстоянии от храма Божия, иметь у себя дома запасные Св. Дары. В случае неотложной нужды христианин может причаститься сам или причастить опасно больного или умирающего ближнего по особо составленному чину, непременно после покаяния и исповедания грехов. Но это допустимо лишь в случае, когда действительно невозможно скоро призвать священника.

Часто на смертный случай в домах держат также и святую воду великого Богоявленского освящения, или, как называют ее в народе, Великую воду. Этот обычай особенно распространился в те времена, когда старообрядческое священство было гонимо и малочисленно, так что многим из христиан десятилетиями приходилось оставаться без Св. Причастия. Следует однако помнить, что св. вода, имеющая великую благодатную силу, все же не может сравниться с Телом и Кровью Христовой и не заменяет их. Древнее церковное обыкновение указывает давать эту воду вместо Причастия тем, кто за какие-либо грехи отлучен от Св. Причастия. Итак, св. вода может быть использована для освящения и напутствия, но христианин всячески должен заботиться о том, чтобы отойти из этого мира и предстать перед Богом в чистом покаянии, сподобившись причастия Св. Тела и Крови Господа нашего Исуса Христа.

Более всего обязанность о причащении умирающих лежит на совести пастыря, духовного отца. В одной из своих бесед св. Иоанн Златоуст восклицает: «Если хотя бы один отойдет (из жизни) не­причастным Св. Тайн, то не все ли свое спасение погубил епископ и иерей (по вине которого это про­изошло)!» Но если родные и близкие умирающего не позаботились о том, чтобы призвать связника, то весь грех ложится на них. Умирающий может причаститься даже после еды, но, как уже сказано, непременно с посильной исповедью и покаянием (9-е правило патриарха Никифора Цареградского). Препятствием не может быть и то, если умирающий не может удержать во рту пищу или изблевывает ее. Причащенный, он и этом случае получает освящение, ибо благодать Божия преодолевает немощь тела. Если же больному случается пускать слюну и т.п. вскоре после Причащения Св. Тайн, то ему предоставляется чистый сосуд, из которого затем все надо вылить в реку или зарыть поглубже в чистом и непроходимом месте. И тогда, - пишут отцы, - «дар Божий несть изблеван». Но уже потерявшему сознание, невменяемому и тем паче испустившему дух человеку Святые Дары подавать запрещено (Карфагенского соб. пр. 18; Трулльского соб. пр. 84).


Назад к списку

Конструктор сайтов православных приходов Каталог православных сайтов Православная библиотека Каталог православных сайтов Барышская епархия Древний глас - Традиции Православия - Ноты, звукозаписи, статьи, иконы, фото Древний глас - Традиции Православия - Ноты, звукозаписи, статьи, иконы, фото Древний глас - Традиции Православия - Ноты, звукозаписи, статьи, иконы, фото